10_рабочая программа музыкального руководителя

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная

рабочая

программа

воспитательно-образовательной

деятельности музыкального руководителя Муниципального дошкольного
образовательного

бюджетного

учреждения

детского

сада

№250

г.Екатеринбург составлена в соответствии нормативно - правовыми
документами:
 Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об
образовании»;
 Уставом муниципального дошкольного образовательного бюджетного
учреждения детского сада №250г.Екатеринбурга;
 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.1.2731-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений» от 20.12.2010;
 Письмом

министерства

образования

Российской

Федерации

от

14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения»;
 Приказом министерства образования Российской Федерации от
23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие
федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»;
 Основной
образования

общеобразовательной
муниципального

программой
автономного

дошкольного
дошкольного

образовательного бюджетного учреждения детского сада № 10 пос.
Бобровского

 Структура рабочей программы:

1. Пояснительная записка;
2. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным
областям;
3. Перечень основных форм образовательной деятельности;
4. Перспективное комплексно-тематическое планирование;
5. Программа по реализации регионального компонента ООП ДО
детского сада № 10 Сысертский р-н, пос.Бобровский
6. Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу в группе;
7. Перспективный план по взаимодействию с родителями;
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
рабочей программы по образовательным областям.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не
заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все
доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное
воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной
общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду
2008г. М.Мозаика-Синтез изд.5-е под редакцией М.А Васильевой, В.В
Гербовой, Т.С.Комаровой и парциальной программы «Ладушки»
И.Каплуновой, И.Новоскольцнвой. А также парциальной программы
музыкального образования ,«Ритмическая мозаика» А.Бурениной.
После проведенного анализа было определено, что парциальная программа
«Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы
музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические
особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и
реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в
музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки»
отличается творческим, профессиональным подходом к развитию
музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию
личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно
разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно

осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие
ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными
дошкольнику средствами, и к творчеству.

Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена
на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию
детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента
образовательного стандарта и приоритетным направлением развития
МАДОУ №10 . В программе сформулированы и конкретизированы задачи
по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей
группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкальнотворческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки,
ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального
искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и
укрепления здоровья детей;
-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкальнотворческую деятельность в синкретических формах (русский народный
фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и
русских композиторов, детская современная музыка;

-развитие внутренних психических процессов: : творческого воображения и
фантазии,потребности к самовыражению в различных видах художественнотворческой деятельности;
-развитие речи
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную
программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю
в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября
текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия,
будет равняться 72 часам для каждой возрастной
группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет
осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по
основной программе воспитания и обучения в детском саду 2008г.
М.Мозаика-Синтез изд.5-е под редакцией М.А Васильевой, В.В Гербовой,
Т.С.Комаровой, по парциальной программе «Ладушки» под редакцией И.
Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства
выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость
и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные
импровизации;

- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах
музыкальной деятельности.

Система
работы
«Музыка»

по

образовательной

области

Музыкальное
воспитание

Музыкальная среда в
различных режимных
моментах:

-музыкальные паузы;
-сюрпризные
моменты;
-хороводные игры.

Праздники и
развлечения

Фронтальная НОД по
музыкальному воспитанию


Музыкальное
сопровождение НОД

традиционные.

 тематические
 доменантные

Игровая музыкальная
деятельность:
-театрализованные
музыкальные игры;
-музыкальнодидактические игры;
-игры с пением;
-ритмические игры.

Совместная деятельность
взрослых и детей

:

-театрализованная
деятельность

Индивидуальная НОД по
музыкальному воспитанию:

-обучение игре на детских
музыкальных инструментах;
-упражнения в освоении
танцевальных движений;
-развитие музыкального
слуха и голоса;
-творческая

Реализация задач по музыкальному воспитанию
предполагается через основные формы музыкальной
организованной образовательной деятельности с
учетом учебного плана:

Форма
музыкально
й
деятельност
и

Младша
я

Средняя

Старшая

Подготов.

15

20

25

30

Организованн
ая
образователь
ная
деятельность
эстетической
направленнос
ти

Праздники и
развлечения

2

25-30

72

2

30-35

72

35-40

2

72

2

40-45

72

На основе учебного плана составлена циклограмма образовательной
деятельности :

ПОНЕДЕЛЬНИК
8.00-8.30

Утренняя зарядка

8.50- 9.00

Подготовка к занятию

9.00- 9.15

Непосредственно образовательная
деятельность

10.10- 10.35
10.40- 10.25

Младшая группа

Подготовка к занятию
Непосредственно образовательная
деятельность

Старшая группа

Работа с методической литературой
10.30- 11.05
11.10-12.00

Индивидуальная работа с детьми
Работа с документами

12.00-13.00

ВТОРНИК
8.00-8.30
8.50- 9.00
9.00- 9.20

Утренняя зарядка
Подготовка к занятиям
Непосредственно образовательная
деятельность

Средняя группа

Подготовка к занятиям
Подготовительная группа

9.25-10.40
Непосредственно образовательная
деятельность
10.40- 11.10
Индивидуальная работа с детьми
11.10-12.00
Работа с воспитателями
12.00-13.00

Работа с методической литературой

СРЕДА

Изготовление пособий, планирование

ЧЕТВЕРГ
Утренняя зарядка
8.00-8.30

Подготовка к занятию

8.50- 9.00

Непосредственно образовательная
деятельность

9.00- 9.15

Младшая группа

Подготовка к занятию
9.20-9.35

Непосредственно образовательная
деятельность

9.35- 9.55

Работа с методической литературой

Старшая группа

Индивидуальная работа с детьми
10.00- 11.05

Работа с документами

11.10-12.00
12.00-13.00

Утренняя зарядка
ПЯТНИЦА

Подготовка к занятиям

8.00-8.30
8.50- 9.00

Непосредственно образовательная
деятельность

9.00- 9.20

Подготовка к занятиям

9.25-10.40

Непосредственно образовательная
деятельность

10.20- 10.50

Индивидуальная работа с детьми

Средняя группа

Подготовительная группа

11.00-12.00

Работа с воспитателями

12.00-13.00

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
ьно-художественной деятельности;

детей.

Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»

накопление музыкальных впечатлений;
собностей и навыков культурного слушания
музыки;

средств их выразительности;
формирование музыкального вкуса;
.

Раздел «ПЕНИЕ»

воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения
инструмента;
о точного и
неточного пения, звуков по высоте;
длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
ия, музыкально-ритмического чувства и в
связи с этим ритмичности движений;

произведения, наиболее яркими средствами
музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных
ориентировок;
-ритмическим умениям и навыкам через игры,
пляски и упражнения;

-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
нка;

целеустремленность, усидчивость;

музыкального вкуса;
ние детей
игре на них;

организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
бражения при восприятии музыки;

самостоятельно поставленной задачи,
к поискам форм для воплощения своего замысла;
-игровому, танцевальному
творчеству, к импровизации на инструментах.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и
танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах,
хороводах.
2. Основная часть. Восприятие музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и
аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ,
эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать
мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать
пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические
игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными
инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных
способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
3. ИНТЕГРАЦИЯ ОО МУЗЫКА С ДРУГИМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
«Физическая культура» Развитие физических качеств для музыкальноритмической деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности.

«Здоровье» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через
музыкальное воспитание.
«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
«Социализация» Формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Труд» Использование музыкальных произведений для формирования
представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится.
Устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе
трудовой деятельности.
«Познание» Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального
искусства, творчества.
«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной
деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Чтение художественной литературы» Использование музыкальных
произведений с целью усиления эмоционального восприятия
художественных произведений.

«Художественное творчество» Развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства, использование художественных произведений
для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов
восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности; развитие детского творчества.

Использование МУЗЫКИ в
образовательных областях

как содержательная часть,
разновидность
наглядного метода

как средство

как средство

оптимизации

обогащения

образовательного

образовательного

процесса

процесса

Музыкальное
сопровождение в
режимных
моментах

Питание

СОН

Физкультминутка

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Время
звучания

Режимные моменты Преобладающий
эмоциональный фон

8:00–8:30

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистичнопросветленный

Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма
восприятия
музыки

Непосредственно
образовательная
деятельность

Содержание
деятельности
педагога

Активная

Познание;

Педагог намеренно
обращает внимание
ребенка на звучание
музыки, ее образноэмоциональное
содержание, средства
выразительности
(мелодия, темп, ритм и
др.)

игровая;
музыкально-художественная;
двигательная;
коммуникативная

Пассивная

Трудовая;
познание;
продуктивная;
восприятие художественной
литературы;
коммуникативная

Педагог использует
музыку как фон
к основной
деятельности,
музыка звучит
негромко, как бы
на втором плане

Возрастные особенности развития ребенка 23лет в музыкальной деятельности, содержание
психолого-педагогической работы
На

третьем

году

жизни

дети

становятся

самостоятельнее.

Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое
общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь,
начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное
мышление.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде
всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки
родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Содержание образовательной области „Музыка" направлено на
достижение

цели

развития

музыкальности

детей,

способности

эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.

Развитие
музыкально-художественной
приобщение к музыкальному искусству

деятельности,

Слушание
 Развивать

интерес

классическую

к

музыке,

музыку,

желание

подпевать,

слушать

народную

выполнять

и

простейшие

танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать
спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера,
понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на
содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и
низкое звучание колокольчика,
 фортепьяно, металлофона)

Пение
 Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение
подпевать фразы
в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному
пению.
Музыкально-ритмические движения
 Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через
движения. Продолжать формировать способность воспринимать и
воспроизводить

движения,

показываемые

взрослым

(хлопать,

притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
 Формировать умение начинать движение с началом музыки и
заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка
прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять
плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с
изменением характера музыки или содержания песни.

Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью не более 10
минут (СапПиН 2.4.1.1249-03).
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в
соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ)
через раскрытие динамики формирования интегративных качеств
воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по
всем направлениям развития детей.

Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной
деятельности, содержание психолого-педагогической работы

В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для
активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с
целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование
музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном
музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и
ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем
ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального
воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам
музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных
музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки,
характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения.
Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом.
Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию,
изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения.
Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь
начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован,
голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не

сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен
отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают
непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо
организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети
проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов
и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере
музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и
интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих
ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на
музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных
инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов
художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной,
танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и
нерегламентированную формы обучения:
- непосредственно образовательная деятельность (комплексные,
доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить
рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности,
предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном
занятии.

Задачи воспитания и развития детей
Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации.
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и
эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Организовывать детское экспериментирование с
немузыкальными и музыкальными звуками и исследование
качеств музыкального звука: высоты, длительности, тембра.
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших
дошкольников.
Задачи в области музыкального исполнительства-импровизациитворчества.
1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной
деятельности- музыкально ритмические движения и игры на
шумовых музыкальных инструментах.
2. Развивать координирование движений и мелкой моторики при
обучении приемам игры на инструментах.
3. Формировать у детей вокальные и певческие умения в
процессе подпевания взрослому.
4. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять
простейшие музыкально-художественные образы в
музыкальных образах и танцах.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы
обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с
учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с
требованиями СанПина.
Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники.

72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9
занятий.) Календарные праздники и утренники (5 мероприятий)

Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной
деятельности. Содержание психолого-педагогической работы.

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и
накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным
участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное,
перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных
произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер
музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их
выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка
потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного
исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут
самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в
памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и
дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно
имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных
персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается
грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством

на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с
другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится
вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает
в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она
вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со
стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой
деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу,
планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного
мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции;
развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации,
овершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со
стороны взрослого.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря
которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной
деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на
музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной
формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они
требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то
степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия
проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается
на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в
Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические
чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии

в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к
тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально
реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкальноритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в
непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.

На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут,
используются коллективные и индивидуальные методы
обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с
учетом возможностей особенностей каждого ребенка.
Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации.
1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение
понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2. Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении
с помощью музыки.
3. Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный,
мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению
детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства- импровизациитворчества.
1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать
приобретению ими певческих навыков.
2. Способствовать освоению детьми приемам игры на детских
музыкальных инструментах.

3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для
создании музыкальных двигательных образов в играх и
драматизациях.
4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься
музыкальной деятельностью.

Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет в музыкальной
деятельности, содержание психолого-педагогической работы
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого
важного качества, как произвольность психических процессов
( внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для
более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к
самовыражению в различных видах художественно-творческой
деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со
сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность,
координация движений, что в значительной степени расширяет их
исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает
активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У
детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный
и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический
строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают

возможность дальнейшего развития певческой деятельности,
использования более разнообразного и сложного музыкального
репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в
целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного
отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти
возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и
организации музыкальных образовательных ситуаций.

Задачи в области музыкального восприятия- слушания –интерпретации
1. Обогащать слуховой опят детей при знакомстве с
основными жанрами музыки.
2. Накапливать представления о жизни и творчестве
некоторых композиторов.
3. Обучать детей анализу средств музыкальной
выразительности.
4. Развивать умение творческой интерпретеции музыки
разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.
1. Развивать певческие умения детей.
2. Способствовать освоению детьми умений игрового
музицирования.
3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей
по импровизации танцев, игр, оркестровок.
4. Развивать умение сотрудничать в коллективной
музыкальной деятельности.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут,
используются коллективные и индивидуальные методы обучения,

осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом
возможностей и особенностей каждого ребенка.

Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной
деятельности, содержание психолого-педагогической работы
Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны
во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у
них качественно меняются психофизиологические возможности: голос
становится звонким, движения- ещё более координированными,
увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей
возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к
музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества
позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития
детей.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности
ребёнка средствами музыки возрастает.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой
обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют
сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени
сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение
основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые
изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на
занятиях, и в повседневной жизни.

Задачи в области музыкального восприятия-слушанияинтерпретации
1. Обогащать слуховой опыт детей при
знакомстве с основными жанрами,
стилями и направлениями в музыке
2. Накапливать представления о жизни и
творчестве русских и зарубежных
композиторов
3. Обучать детей анализу, сравнению и
сопоставлению при разборе музыкальных
форм и средств музыкальной
выразительности

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизациитворчества
1. Развивать умения чистоты
интонировании в пении
2. Способствовать освоению навыков
ритмического многоголосья
посредством игрового
музицирования
3. Стимулировать самостоятельную
деятельность детей по сочинению
танцев, игр, оркестровок
4. Развивать у детей умения
сотрудничать и заниматься
совместным творчеством в
коллективной музыкальной
деятельности

2. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ
ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.

Раздел «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
ФОРМЫ РАБОТЫ

Режимные моменты

Совместная
деятельность
педагога с

Самостоятельная Совместная
деятельность с
деятельность
семьей
детей

детьми

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые
Индивидуальные

Подгрупповые

Подгрупповые
Индивидуальные

Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях
(ознакомление с
окружающим
миром,
развитие речи,
изобразительная

Занятия
Праздники,
развлечения

Создание условий
для самостоятельной

Консультации для
родителей

музыкальной

Родительские
собрания

Музыка в

деятельности в
группе:

повседневной
жизни:

подбор музыкальных

-Другие занятия
Театрализованная
деятельность
-Слушание
музыкальных
сказок,
- рассматривание

деятельность)

картинок,
иллюстраций в

- во время прогулки
(в теплое время)

детских книгах,

инструментов
(озвученных и не
озвученных),
музыкальных
игрушек,
театральных кукол,
атрибутов для
ряженья.

- на праздниках и
развлечениях

Совместные
праздники,
развлечения
(включение
родителей в
праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты

Экспериментирование родителей для
детей, совместные
со звуками, используя выступления
музыкальные
игрушки

репродукций,
- в сюжетно-ролевых
предметов
и шумовые
играх
окружающей
инструменты
- перед дневным
сном
действительности; Игры в «праздники»,
- при пробуждении

Индивидуальные
беседы

«концерт»

детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления,
оркестр)
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для родителей

(стенды, папки
или ширмыпередвижки)

2. Раздел «ИСПОЛНЕНИЕ»
Формы работы

Режимные моменты

Совместная
деятельность
педагога с

Самостоятельная Совместная
деятельность с
деятельность
семьей
детей

детьми

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые
Индивидуальные

Подгрупповые

Подгрупповые

Использование

Занятия

пения:

Праздники,

Создание условий
для

- на музыкальных

развлечения

занятиях;

Музыка в

- во время

повседневной
жизни:

умывания

-

Индивидуальные

самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов

Совместные
праздники,
развлечения
(включение
родителей в
праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная

- на других
занятиях
- во время
прогулки (в теплое
время)
- в сюжетноролевых играх
-в театрализованной
деятельности
- на праздниках и
развлечениях

Театрализованная (озвученных и не
озвученных),
деятельность
музыкальных
-пение знакомых
игрушек, макетов
песен
инструментов,
во время игр,
театральных
прогулок в
кукол, атрибутов
теплую погоду
для ряженья,
- Подпевание и
элементов
пение
костюмов
различных
знакомых
песенок,
персонажей.
иллюстраций в
Создание
предметной среды,
детских книгах,
способствующей
репродукций,
проявлению у
предметов
детей:
окружающей
-песенного
действительности творчества
(сочинение
грустных и
веселых
мелодий),
Музыкальнодидактические
игры

деятельность
(концерты
родителей для
детей, совместные
выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления,
шумовой
оркестр)
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для родителей
(стенды, папки или
ширмыпередвижки)

2.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
ДВИЖЕНИЯ»
Формы работы

Режимные
моменты

Совместная

Самостоятельная

деятельность
педагога с

деятельность детей

Совместная
деятельность с
семьей

детьми

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые
Индивидуальные

Подгрупповые

Подгрупповые

Использование

Занятия

музыкально-

Праздники,

Создание условий для
самостоятельной

ритмических

развлечения

движений:

Музыка в

-на утренней

повседневной

гимнастике и

жизни:

физкультурных
занятиях;

Индивидуальные

музыкальной
деятельности в
группе:
подбор музыкальных
инструментов,

музыкальных
игрушек, макетов
Театрализованная
инструментов,
атрибутов для

Совместные
праздники,
развлечения
(включение
родителей в
праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты

- на музыкальных

деятельность

театрализации,

занятиях;

-Игры, хороводы

элементов костюмов
различных
персонажей,
атрибутов для
самостоятельного
танцевального

- на других занятиях - Празднование
- во время прогулки дней рождения
- в сюжетноролевых
играх

творчества (ленточки,
платочки, косыночки

- на праздниках и

и т.д.).

развлечениях

Создание для детей
игровых творческих
ситуаций (сюжетноролевая игра),
способствующих
активизации
выполнения
движений,
передающих характер
изображаемых
животных.
Стимулирование
самостоятельного
выполнения
танцевальных
движений под
плясовые мелодии

родителей для
детей, совместные
выступления детей
и родителей,
совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки
или ширмыпередвижки)

Посещения
детских
музыкальных
театров

4. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная

Самостоятельная

деятельность
педагога с

деятельность детей

Совместная
деятельность с
семьей

детьми

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые
Индивидуальные

Подгрупповые

Подгрупповые

- на музыкальных

Занятия

Создание условий для

занятиях;

Праздники,
развлечения

самостоятельной
музыкальной

- на других занятиях

Музыка в
- во время прогулки
повседневной
- в сюжетножизни:
ролевых играх
- на праздниках и
Театрализованная
развлечениях
деятельность
-Игры с
элементами
аккомпанемента
- Празднование

Индивидуальные

Совместные
праздники,
развлечения

деятельности в
группе: подбор

(включение
родителей в
праздники и

музыкальных
инструментов,

подготовку к ним)

музыкальных
игрушек, ма
Игра на шумовых
музыкальных
инструментах;
экспериментирование

Театрализованная
деятельность
(концерты
родителей для
детей,
совместные
выступления детей

дней

со звуками,

и

рождения

Музыкальнодидактические игры

родителей,
совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)

5. Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкальноигровое, танцевальное. Импровизация на детских

музыкальных инструментах)»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная

Самостоятельная

деятельность
педагога с

деятельность детей

Совместная
деятельность с
семьей

детьми

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые
Индивидуальные

Подгрупповые

Подгрупповые

- на музыкальных

Занятия

Создание условий для

занятиях;

Праздники,
развлечения

самостоятельной
музыкальной

- на других занятиях

Музыка в
- во время прогулки
повседневной
- в сюжетножизни:
ролевых играх
- на праздниках и
Театрализованная
развлечениях
деятельность
-Игры с
элементами
аккомпанемента
- Празднование
дней

Индивидуальные

Совместные
праздники,
развлечения

деятельности в
группе: подбор

(включение
родителей в
праздники и

музыкальных
инструментов,

подготовку к ним)

музыкальных
игрушек, ма
Игра на шумовых
музыкальных
инструментах;

Театрализованная
деятельность
(концерты
родителей для
детей,

экспериментирование
со звуками,

совместные
выступления детей
и

Музыкально-

родителей,

рождения

дидактические игры

совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)

4. Перспективное
комплексно-тематическое
планирование (Приложение № 1)
Приложение № 2 Годовые задачи программы развития учреждения
на год 2012-2013 учебный год

Приложение № 3 Годовые задачи учреждения на год 2012-2013
учебный год

5.Программа по реализации регионального компонента ООП
ДО учреждения (Приложение №4)

6.
Взаимодействие
специалистов,
взаимодействие в группах

осуществляющих

Специалист

Функции

Музыкальный Реализует задачи художественно –
руководитель эстетического направления развития ребенка
и задачи образовательной области «Музыка»,
согласно основным общеобразовательным
программам и программам дополнительного
образования с элементами музыкальной,
театрализованной, креативной терапии с
учетом рекомендаций, специалистов: учителялогопеда, педагога-психолога, предоставляет
для психологического анализа продукты
детского творчества, как проектного
материала.

1. Требования к уровню подготовки воспитанников
Младшая

Средняя

Старшая

1.Внимательно
слушать
музыкальное
произведение,
запоминать

1.Установить связь
между средствами
выразительности и
содержанием
музыкальнохудожественного
образа

1.Развивать элементы 1.Развить культуру
культуры
слушательского
слушательского
восприятия
восприятия
2.Выражать желание
2.Выражать желание посещать
посещать
концерты,музыкальн
концерты,музыкальн ый театр
ый театр
3.Иметь
3.Иметь
представление о
представление о
жанрах и
жанрах музыки
направлениях
классической и
4.Проявлять себя в
народной
разных видах
музыке,творчестве
музыкальной
разных композиторов
исполнительской
деятельности
4.Проявлять себя во
всех видах
5. Активен в
музыкальнотеатрализации
исполнительской
деятельности, на
6.Учавствовать в
праздниках
инструментальных
импровизациях
5.Активен в
театрализации, где
включаются ритмоинтонационные игры,
помогающие
почувствовать

2.Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
чувствовать
характер
муз.произвеления
3.Различать
танцевальный,
песенный,
маршевый
метроритмы,
передавать их в
движении
4.Активен в играх
на исследовании
звука,в
элементарном
музицировании

2.Различать
выразительный и
изобразительный
характер в музыке
3.Владеть
элементарными
вокальными
приемами.Чисто
интонировать
попевки в пределах
знакомых
интервалов
4.Ритмично
музицировать,слыш
ать сильную долю в
двух-,трехдольном
размере
5.Накопленный на
занятиях
музыкальный опыт

Подготовительная

переносить в
самостоятельную
деятельность,делать
попытки творческих
импровизаций на
инструментах, в
движении и пении

выразительность и
ритмичность
интонаций, а также
стихотворных
ритмов,певучие
диалоги или
рассказывании
6.Учавствовать в
инструментальных
импровизациях

7. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И
РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Месяц

Методическая работа и
взаимодействие с
педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

1. Познакомить
воспитателей с
результатами
диагностического
обследования детей,
выработать
рекомендации по
индивидуальной работе
на учебный год.

1. Провести анкетирование «Музыкальное воспитание в семье
с целью: выявить музыкально заинтересованные семьи.
2. Посещение родительских собраний «Знакомство с планом
работы по музыкальному воспитанию детей»

2. Определить
содержание
индивидуального
маршрута развития
ребенка по разделу
«Музыкальное
воспитание» для
воспитателей групп.
Октябрь

1. Консультация для родителей «Внешний вид детей на
1. Педагогическая
музыкальных занятиях»
шпаргалка:
«Музыкальная
2. Консультация «Зачем ребенку нужны танцы?»
предметно-развивающая
среда ДОУ».

2. Индивидуальные
консультации
«Подготовка к
празднику осени – орг.
моменты»

Ноябрь

1. Провести
консультацию по теме:
«Развитие воображения
через фольклор»

1.папка-передвижка» Мастерим музыкальные инструменты
всей семьёй»
2. Изготовление родителями атрибутов и декораций к
празднику.

2. Индивидуальные
консультации
«Подготовка к Дню
матери – орг. моменты»
Декабрь

1.Консультация
«Построение и
проведение
праздничных
утренников для детей
раннего и младшего
возраста»

1.Просвещение родителей в музыкальном уголке «Как
организовать
досуг на зимних каникулах».
2. Привлечение к изготовлению костюмов к новогодним
утренникам.

2. Репетиции с
воспитателями по
подготовке к
праздникам.
Январь

1. Беседа « Типология
праздников в детском
саду»
2.Провести работу с
воспитателями: «Роль
воспитателя на
музыкальных занятиях»

1. Папка-передвижка « Ваш ребенок любит петь?»
2.Памятка « Как слушать музыку с ребенком?»

Февраль

1. Подготовить папку-поздравление «Папа, мама, я – дружная
1.Провести
семья»
консультацию
«Фольклор как развитие
творческих
способностей детей»

2.Подготовить перечень
репертуара для
свободного
прослушивания.
3. Выступление на
педсовете по
ТЕМЕ:«Чувствовать,поз
навать,творить»

Март

1. Лекция «Развитие
творческого
потенциала
ребенка на
музыкальных
занятиях и в
театрализованной
деятельности»

1.Обновить информацию в музыкальных уголках на тему
«Музыка и здоровье»

2. Обсуждение
Масленицы
3. В помощь
воспитателю
подготовительной
группы
«Музыкальнодидактические
игры»
Апрель

1круглый стол
«Музыкотерапия»

1. Провести День открытых дверей «Разбуди в ребенке
волшебника»

Май

1.Организовать
воспитателей в
оформлении
тематической выставки
«9 Мая», «До свидания,
детский сад».

1.Принять участие в проведении групповых родительских
собраний по результатам работы за год во всех возрастных
группах.
2. Детский концерт для родителей

2.Познакомить
воспитателей с
результатами
диагностического
обследования детей,
выработать
рекомендации по
индивидуальной работе
на летний период.
3. Индивидуальные
консультации
«Подготовка к
выпускному, отчетному
концерту – орг.
моменты»
Июнь

1.В помощь
воспитателю «
Хороводные игры».

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду

2. Провести
консультацию «Музыка
на летней прогулке»
Июль

Провести консультацию Провести конкурс «Домашний оркестр»
по теме «Обновление
музыкальных уголков
для родителей»

Август
Ежемесячно

Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников

Подготовить
рекомендации по
содержанию
музыкальных уголков к
началу учебного года в
соответствии с
возрастом.

Организовать фото- и видеосъемки для оформления
1. Проводить
индивидуальную работу фоторепортажей, стенгазет, альбомов.
с ведущими утренников
и развлечений.

2. Проводить
консультации по
содержанию и
проведению
музыкальных занятий,
организовать
совместную
деятельность ребенка и
взрослого.

8.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по
музыкальному воспитанию. ( Приложение № 5)

Младшая группа

№ Ладовое чувство
1

Внимание

2

Просьба повторить

3
4

Внешние проявления
Узнавание знакомой
мелодии

Чувство ритма
Музыкально слуховые
представления
Воспроизведение в
Подпевание знакомой
мелодии с сопровождением хлопках простейшего
ритмического
рисунка мелодии на
3-5 звуков
Соответствие
эмоциональной
окраски движений
характеру музыки
Соответствие ритма
движений ритму
музыки

Средняя группа
№ Ладовое чувство

Музыкально слуховые
представления

Чувство ритма
Воспроизведение в
хлопках, в
притопах,на
музыкальных
инструментах
ритмического
рисунка
Соответствие
эмоциональной
окраски движений
характеру музыки с
контрастными
частями
Соответствие ритма
движений ритму
музыки
Активность в играх

1

Внимание

Подпевание знакомой мелодии
с сопровождением

2

Умеет ли различать
жанры

Пение малознакомой попевки
(после нескольких её
прослушиваний) с
сопровождением

3
4

Высказывание о характере Узнает ли песню по
музыки
вступлению
Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту
Активность исполнения

Старшая группа
№ Ладовое чувство

Музыкально слуховые
представления

Чувство ритма
Воспроизведение в
хлопках, в
притопах,на
музыкальных
инструментах
ритмического
рисунка
Соответствие
эмоциональной
окраски движений
характеру музыки с
контрастными
частями

1

Внимание

Подпевание знакомой мелодии
с сопровождением

2

Умеет ли различать
жанры

Пение знакомой мелодии без
сопровождения

3
Высказывание о музыке с
контрастными частями

Эмоционально исполняет
песни

4
5

Подбор по слуху знакомой
попевки на металлофоне

Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту
Отображает свое
отношение к музыке в
рисунке

Соответствие ритма
движений ритму музыки
(с использованием
смены ритма)

Активность в играх
Умеет составлять
ритмические рисунки
и проигрывать на
музыкальных
инструментах

Подготовительная группа

1

Высказывания о музыке с
контрастными частями

Музыкально слуховые
представления
Подпевание знакомой мелодии
с сопровождением

2

Умеет ли различать
жанры

Пение знакомой мелодии без
сопровождения

№ Ладовое чувство

Чувство ритма
Воспроизведение в
хлопках, в
притопах,на
музыкальных
инструментах
усложненного
ритмического
рисунка
Соответствие

3
Различает 2ух частную
форму муз.произведения
4
5

6

Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту
Отображает свое
отношение к музыке в
рисунке

Подбор по слуху знакомой
попевки на металлофоне
Эмоционально исполняет
песни
Имеет любимые песни

эмоциональной
окраски движений
характеру музыки с
контрастными
частями
Придумывает
движения для
обыгрывания песен,
хороводов
Активность в играх
Умеет составлять
ритмические рисунки
и проигрывать на
музыкальных
инструментах

Способен придумывать
сюжет к
муз.произведению

Литература
Перечень программ

Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «Детство» под редакцией
Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. –
ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 год
И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый
день» с аудиоприложением,

Перечень технологий и

Мониторинг в детском саду.- СПб.:

пособий

ДЕТСТВО- ПРЕСС,2011
Буренина А.И. Ритмическая мозаика
(программа по ритмической пластике для
детей). - С-П, 2000.
Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши!
Программа музыкально-ритмического
воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001,
программы музыкального образования детей
«Тутти» А. И. Бурениной, Т.Э.Тютюнниковой
,«Ритмическая мозаика» А.Бурениной.
Программа «Тутти» входит в основной

комплект примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «Мир
открытий», разработанной авторским
коллективом А.И.Бурениной, Н.Е.Васюковой,
Т.Э.Тютюнниковой, под общей редакцией Л.Г.
Петерсон, И.А.Лыковой.,

Содержание регионального компонента.

Реализация регионального компонента ООП ДО осуществляется в
старших группах в совместной деятельности педагога и детей. Состав
содержания регионального компонента определен в рабочих программах
педагогов МДОУ.

Региональный компонент предусматривает:
 построение программы на местном (Краснодарский край, г.Сочи, районы
г.Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;

 приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным
художественным промыслам, национально-культурным традициям,
произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи предков,
особенности характера своего и другого народа. Знакомятся с
географическими особенностями города, с достопримечательностями
города и районов.
 развитие физических качеств посредством дошкольной туристской
подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в
спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских
соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Включение регионального материала к образовательным
областям ООП ДО, реализуемой в детском саду, интеграция
регионального компонента в образовательный процесс:

Образовательная
область
Музыка

Методические приемы
 музыкальный фольклор ( плясовой,
хороводный);
 ознакомление с музыкальными инструментами:
металлофон,ксилофон, дудочка, барабан, бубен;
 участие в конкурсах и фестивалях

Направления работы педагогического коллектива по
реализации регионального компонента.
Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи
с социальными институтами города и при их поддержке в совместной
деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности

воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через
адекватные формы работы.
Предпочтение отдаётся культурно – досуговой деятельности.
Региональный компонент предусматривает:
содержание данного раздела программы ДОУ на местном материале о Сочи,
Кубани с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой
родине приобщение ребёнка к национально-культурному наследию:
образцам национального местного фольклора, народным художественным
промыслам, национально –культурным традициям, произведениям кубанских
писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов,
знаменитых людей Кубани приобщение к ознакомлению и следованию
традициям и обычаям предков воспитание толерантного отношения к людям
других национальностей и вероисповедования.
Национально-культурный компонент

реализуется по темам и составляет

20% времени в структуре ООП ДО
Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому
воспитанию

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего
должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным
творческим началом.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования
гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все
зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах
дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и
воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту

человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот
«ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную
возможность адаптироваться им в социальной среде.
В современном обществе происходят социальные и экономические
перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе
модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования».
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность
приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром
человеческих ценностей
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется
непосредственно по образовательным
областям: «Познание»,«Коммуникация» «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Реализация цели осуществляется через решение задач:


организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в
художественно-творческой деятельности;



развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей
(рисование, лепка, аппликация, художественный труд);



использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;



приобщение к традициям родного края;



привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной
деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому
развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:



работа с педагогическими кадрами;



работа с детьми;



взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественноэстетического развития являются:


создание обстановки эмоционального благополучия;



создание и обновление предметно-развивающей среды;



творческий подход к содержанию образования;



вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с
детьми, предоставляемых материалов;



использование личностно-ориентированного подхода в обучении
детей;



синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по
ознакомлению детей с природой; использование музыкальных
произведений на занятиях по изобразительной деятельности;



осуществление регионального подхода к отбору содержания
изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной
деятельности (систематичное ознакомление детей с
искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов,
описывающих природу, труд, быт Краснодарского края);



взаимодействие с семьями воспитанников;



преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью
целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников:
педагогов, детей, родителей.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется
через:


занятия по изобразительной деятельности,



занятия по музыкальному воспитанию,



театрализованную деятельность,



индивидуальную работу,



выставки детских работ, персональные выставки,



праздники, концерты, спектакли.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом
дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы
работы:


организованная деятельность с детьми (НОД),



праздники



развлечения, народные праздники – «Пасха», «Масленица», «День
Здоровья», «День Нептуна», «Яблочный Спас»

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в
игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в
спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются
собственным сочинительством.

В ДОУ создан семейный клуб «СА-ФИ-ДАНСЕ»
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями,
учитывающая актуальные потребности семей и способствующая
формированию активной жизненной позиции участников процесса,
укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Эффективной формой взаимодействия с родителями в приобщении
детей и взрослых к истокам народной культуры, семейным традициям
выступает семейный клуб «СА-ФИ-ДАНСЕ».
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с

результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами
ДОУ.

Основные задачи семейного клуба:
1. Вызывать у детей интерес к музыке, литературе, изобразительной
деятельности и другим видам искусства.
Знакомить детей с высокохудожественными произведениями
литературы, музыкального искусства. Дать первоначальное
представление о театре как синтезе разных искусств.
2. Учить детей понимать содержание произведения музыкального и
изобразительного искусства, художественной литературы.
Беседовать с детьми об увиденном, прочитанном и услышанном ими.
Побуждать высказывать свое отношение к произведению искусства,
задавать вопросы.
3. Воспитывать у детей любовь, уважение, эмоциональноценностное отношение к искусству как общественно признанному
делу.
Рассказывать детям о народных мастерах, деятелях культуры и
искусства. Посещать с ними музеи, выставки, рассматривать книги об
искусстве, прослушивать записи классической музыки.
4. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт
его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.)
интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам

дошкольного образовательного учреждения и т.п.)
Устраивать выставки детского творчества, организовывать концерты,
эмоционально поощрять детей за творчески созданные продукты.

5. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания
музыкальных

двигательных образов в играх и драматизации.

Инновационный здоровьесберегающий подход: психотерария
искусством.
Она представлена четырмя основными направлениями:
-арттерапия - психотерапия посредством изобразительного
творчества.
Это использование ребенком различных изобразительных материалов и
создание визуальных образов, процессом изобразительного творчества и
реакциями ребенка на создаваемые им продукты творческой
деятельности, отражающие особенности его психического развития,
способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и
конфликты
Танцевально – двигательная терапия – психотерапмя посредством
движения и танца
Драмотерапия (театральная деятельность) – психотерапия
посредством сценической игры
Музыкальная терапия – психотерария посредством звуков и музыки

Здоровьесберегающие технологии
- минутки настроения, физминутки, динамические паузы
(профилактика эмоционального напряжения, утомления на занятиях).
- пальчиковая гимнастика (массаж активных точек, положительно
сказывающихся на самочувствии, улучшающий работу мозга).
Деятельность семейного клуба «Са-фи-дансе» развивается по двум
направлениям:
1.Творческо-досуговое-это направление реализуется через участие
родителей в подготовке праздничных мероприятий, конкурсов,
спектаклей театра. Члены семьи воспитанников помогают в
изготовлении декораций, костюмов к спектаклям, организации выставок,
конкурсов, совместных походов, экскурсий.
2. Наглядно-информационное- вовлечение родителей в изготовление
наглядно-методического материала, оформление готовых экспонатов.
Разработанная нами модель взаимодействия педагогов и родителей ,
осуществляемая через деятельность клуба , позволила решить
следующие задачи:
-предолеть барьер недоверия родителей к ДОУ
-сплотить родительский коллектив
-установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
-вовлечь семью в единое образовательное пространство
По художественно-эстетическому развитию большое внимание уделялось
использованию средств изобразительной деятельности, музыки через
организацию праздников, развлечений, досугов, выставок.

Тема

Содержание

Форма проведения

Дата проведения

1. «День знаний»

Музыкально-

консультации

Сентябрь

беседа,

Октябрь

спортивное развлечение
2. Семинар «Музыка
в жизни ребенка»

3. Рисунки детей «Как
я вижу музыку»

4.«Спой со мною,

Знакомство.
Информация о клубе

рассматривание
иллюстраций

Ноябрь

Консультация
«Певческие навыки

День матери

семейный праздник»

беседа

музыкальный праздник

мама»

5. «Новый год-

анкетирование

дошкольников»

Обмен опытом «Как

Консультация на

организовать праздник

тему: «Нам

дома. чтобы не было

праздник веселый

скучно»

зима принесла»

Примерный перечень

консультации,беседа

Ноябрь

Декабрь

музыкальных
6.Проведение

произведений,
рекомендованных для

« Недели музыки»

Январь

слушания дома
беседа

7. Музыкальноспортивный досуг

Спортивное

«Папа – лучший
друг»

развлечение

Февраль
Беседа «Традиции
праздника в

8. Игровая программа

условиях детского

«Широкая

музыкальное

масленица»

развлечение

сада»
Март
беседа,
консультация

9.Мюзикл «МухаЦокотуха»
10. «Выпускной бал у

Танцевально-

консультация

музыкальный проект

«Развитие

музыкальный праздник

танцевальных

дошколят»

движений»

Апрель

Май

1. Основные задачи и содержание работы клуба.
·
Создание единого воспитательно-образовательно-оздоровительного
пространства ДОУ.
·

Повышение педагогической культуры педагогов и родителей.

·
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
·

Развитие позитивных детско-родительских взаимоотношений.
Задачами клуба являются:

·
Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания,
оздоровления и развития ребенка.
·
Создание условий для реализации идей родителей, способствующих
проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен
мнениями, опытом семейного воспитания).
·

Вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.

·
Установление доверительных отношений между семьями
воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально
организованных мероприятий.
·
Сближение родителей и воспитателей, родителей и детей, подружить
семьи, создать атмосферу доброжелательности, юмора, чтобы она стала
характерной и для других общих дел в детском саду.

Для детей и родителей запланированы следующие праздники и досуги:

Октябрь – Осенние утренники
Январь – Рождественские колядки,
Февраль – музыкально-спортивный праздник «День защитника
Отечества» , соревнования по подвижным играм и эстафетам "Олимпионик"
Март – День здоровья, мамин праздник, песенный фестиваль туристской
песни "Камертон"
Апрель – музыкально-спортивный праздник ко Дню космонавтики, Досуг
«Пасхальный перезвон», День здоровья
Май – муз. праздник ко дню Победы, «День семьи»
Июнь-«День защиты детей»

Июль-«День семьи, любви и верности»

\


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».