10_программа профориентационной работы 23-24

Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….3
2. Цель и задачи программы.…………………………………………………….............3
3. Особенности программы……………………………………………………………...5
4. Способы, формы, методы и технологии работы…………………………………….6
5. Планируемые результаты……………………………………………………………..14
6. Распределение материала по блокам…………………………………………………14
7. Комплексно-тематическое планирование……………………………………………17

1. Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем внимательно следят за
интересами

и

склонностями

своего

ребенка,

стараясь

предопределить

его

профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире
труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна
огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование
представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно
целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема
выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с
развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно
рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным
опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика,
милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как
правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной
адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире
труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
2. Цель и задачи программы
Цель: формирование представлений детей о мире профессий на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий в условиях игровой
деятельности дошкольников.
Задачи программы:
дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о
профессиях;
сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к
труду и профессиональному миру;
развивать интерес к профессиям родителей и наиболее
распространенным профессиям ближайшего окружения;
научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности,

присущие различным профессиям.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода:
младший дошкольный возраст (3- 4 года, вторая младшая группа детского сада);
средний дошкольный возраст (4- 5 лет, средняя группа детского сада);
старший дошкольный возраст (5- 7 лет, старшая и подготовительная группы детского
сада).
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых,
простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о
людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей
литературных произведений, которые трудятся;
- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения
профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи работы:
- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям
и описанных в художественной литературе;
- учить сравнивать профессии;
- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих
понятный ребенку результат;
- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности,
связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и
нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники,
облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей
средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-

знакомить

с

трудом

людей

творческих

профессий:

художников,

писателей,

композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых,
связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и
содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную,
социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической
категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах
помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство
продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
3. Особенности программы
Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать
возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации.
Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание,
потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие
возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
-профессиональное

информирование

(обеспечение

детей

информацией

о

мире

профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти
процесса будут реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Кроме

того,

ранняя

профориентация

включает

в

себя

информационные

консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к

совместной

с

дошкольной

образовательной

организацией

работе

по

ранней

профориентации детей.
4. Способы, формы, методы и технологии работы
Формы: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность
детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам
видах

деятельности:

проведение

бесед,

дидактических,

сюжетно-ролевых

игр,

компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурнодосуговых мероприятий, с использованием ИКТ.
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и
вечерние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом
реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные
методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение
детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственнобытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в
сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в
процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной
деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых
строится по трём основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых.
Это

направление

работы

осуществляется

в

процессе

непосредственно

образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных
профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?),
«представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты
труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат
труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).
Непосредственно

образовательная

деятельность

сопровождается

рассказом,

рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды
представителей

профессий,

прослушиванием

художественных

произведений,

дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс
профессиональной деятельности взрослого.
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе
организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только
знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам
педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми
представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации
о труде взрослых.
Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения
изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только
процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские
художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей
(например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких
репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в
которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания
современного труда взрослых.
Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют
изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в
соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение
комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически
воспроизводятся действия строителей, или «Фруктовый сад», в котором имитируются
действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например
«Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных
математических представлений, если педагог предложит посчитать, например,
количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у
лесника.
При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно
образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о
профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой
детям

информации.

Именно

основательность

такой

информации

положительно

сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения,
тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы
ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают
наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких
эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует
пояснений со стороны взрослого.
В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять,
дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. Исходя из
возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной
организации, можно организовать экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- к светофору;
- на почту
На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую
очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети
получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных
действий человека той или иной профессии.

Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их
выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность
детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они
смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в
производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют
возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные
представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание
труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания
детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой
труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В
ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс
труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду,
которая нужна для разных профессий, её назначение.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений,
постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя
известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время
наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и
во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей
разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда,
материалы.
Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося
человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми.
Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет
на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.
Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию,
рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий,
используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу
с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по
памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые

ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение
режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают
дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда,
предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов
с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара»
дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и
столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто
здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что
есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым
учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по
описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из
профессиональной сферы.
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления
детей о людях разных профессий.
В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и
пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются
профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной
гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую
информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования
ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательноигровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол,
вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему
ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня
защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях
родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные
праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии,
представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую
подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на
проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День
учителя, День энергетика.
Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить
профориентационный характер.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления
о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого
поведения в сюжетных играх.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и
необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо
научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для
этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются
производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели
профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой
игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых
преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком
присваиваются.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера
постепенно усложняется по содержанию.
Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят
имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.
Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых
игр:
- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда
(водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец
взвешивает, отпускает товар);

- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном
ролевом диалоге;
- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые
действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет
голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);
- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной
роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я
буду врачом, приводите мне своих детей»).
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается
количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей),
перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей
(работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами
придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. В
ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;
- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом
разворачиваемого сюжета;
- самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний
друг друга;
- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов,
изображающих инструменты и бытовую технику.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых
отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В
игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения
людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует
стимулировать детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман,
матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое
агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной
деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно
образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно
сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно
выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые
атрибуты.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно
без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям
профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжекмалышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о
профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке
изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный
перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой
«Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-развивающей среды дошкольной
образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно
вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых –
это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода
получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных
формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая

профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу,
что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
5. Планируемые результаты:
В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе,
дошкольник насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире
профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Кроме того,
прослеживается активное формирование интегративных качеств личности дошкольников
средствами ознакомления с миром профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного
образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности
взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты,
трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
6. Распределение материала по блокам
Блок № 1
Профессии ближнего окружения
Цель блока:
познакомить с профессиями ближнего окружения, воспитывать в детях чувство
признательности и уважения к чужому труду.
Задачи блока:
вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические
представления о труде людей;

расширять знания и представления о профессиях;
обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные
ответы на вопросы;
Тематика блока:
1.Тема: «Знакомство с профессией»
2 Тема: «Все профессии нужны — все профессии важны»
3.Тема: «Повар»
4.Тема: «Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)»/ экскурсия в
медицинский кабинет/
5. Тема: «Воспитатель»
6. Тема: «Помощник воспитателя»
7.Тема: «Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из
коллективного опыта)
Блок №2
Профессии дальнего окружения
Цель блока:
дать понятие профессий дальнего окружения, закреплять представления о
необходимости труда взрослых.
Задачи блока:
закрепить существительное с обобщающим значением профессии.
совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного
восприятия и внимания.
Тематика блока:
1.Тема: «Что такое профессия?»
2.Тема: «Шофер»
3.Тема: "Профессии. Почтальон"
4.Тема: «Почта»
5.Тема: «Экскурсия на почту»
6.Тема: «Библиотекарь»
7.Тема: «Парикмахер»
8. Тема: «Продавец»
9.Тема: «Врач»
10.Тема: «Продавец»
11.Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Парикмахерская»

12.Тема «Повар»
Блок №3
Они охраняют нас
Цель блока:
воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужомутруду.
Задачи блока:
совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя.
развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
Тематика блока:
1.Тема: «Военнослужащий»
2.Тема: «Пожарный»
3.Тема: «Спасатель»
4.Тема: «Составление рассказа «Собака—санитар» по серии сюжетных картин»
Блок №4
Профессии города и села;
Цель блока:
познакомить с профессиями города и села, воспитывать уважительное
отношение к людям разных профессий.
Задачи блока:
обогащать словарный запас, развивать связную речь;
учить ребят давать полные ответы расширять знания и представления о
профессиях;
Тематика блока:
1.Тема: «Портной»
2.Тема: «Сапожник»
3.Тема: «Строитель»
4.Тема: «Профессии на транспорте»
5.Тема: «Бухгалтер»
6.Тема: «Менеджер»
7.Тема «Водитель»
8.Тема: «Фермер»
9.Тема: «Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря»
Блок №5
Наши славные дела

Цель блока:
воспитывать в детях чувство признательности и уважения к своему труду и
прививать желание трудиться
Задачи блока:
в детях необходимо пробудить желание трудиться (помогать себе и другим), они
обязательно должны видеть результаты своих трудовых усилий.
развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
Тематика блока:
1.Тема «Кем я стану, когда вырасту».
2.Тема: "Быт и основные занятия людей"
3.Тема: «Наши славные дела».
4.Тема: « Уход за комнатными растениями»
5.Тема: "Черенкование растений".
7. Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Беседа «Зачем человек трудится».
Цель: уточнить понятия «труд», «профессия»; закрепить представление об
общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что
человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность,
выдумку, интерес к выполняемой работе.
2. Беседа «Кто работает в детском саду».
Цель: уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского
сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду
сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение.
3. Беседа на тему «Нужные профессии на селе».
Цель: закрепить представления о различии между городом и селом; дать
представление о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве;
уточнить представление о труде хлеборобов; способствовать осознанию значимости
сельскохозяйственного труда; средствами художественной литературы воспитывать
бережное отношение к хлебу.
4. Беседа на тему «Нужные профессии в городе».
Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Цель: закрепить и систематизировать представления о труде людей в
промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду
людей.
5. Составление детьми рассказов на тему «Кем работают мои родители».
Цель: продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и
месту работы родителей; расширять представления о людях разных профессий, о
значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и
заслуги родителей; формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе
плана, предложенного воспитателем.
Октябрь
1. Беседа «Кто работает в школе».
Цель: дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе;
познакомить с функциями учителя; способствовать расширению социальных
представлений о школе.
2. Беседа на тему «Кто работает в библиотеке».
Цель: расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии
библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге.
3. Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо».
Чтение произведения С.Маршака «Почта».
Цель: расширить и обобщить представления детей о почте, о труде т работников
почты; активизировать словарь по теме; повторить с детьми домашние адреса.
4. Беседа на тему «Кто работает на стройке».
Цель: познакомить детей с некоторыми строительными профессиями; формировать
умение устанавливать взаимосвязь труда людей разных строительных профессий;
уточнить и расширить словарь по теме.
Ноябрь
1. Беседа на тему «Как работают заводы и фабрики».
Цель: уточнить представления детей о профессиях людей, работающих на
фабриках и заводах; формировать умение составлять рассказ о профессии по плану.
2. Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта».
Цель: дать детям представление о работе различных служб быта (фотоателье,
обувная мастерская и т.д.); формировать умение составлять рассказы о профессиях по
предметным картинам с опорой на план.
3. Беседа с детьми на тему «Это – ферма».

Цель: формировать у детей интерес к людям новых профессий (фермер); расширять
представление о труде сельских жителей; продолжать воспитывать уважение к людям,
работающим в сельском хозяйстве.
4. Беседа с детьми на тему «Кто лечит животных».
Цель: дать детям представление о труде ветеринара; продолжать формировать
интерес к трудовой деятельности взрослых, показать ее значимость для общества;
способствовать формированию ценностного отношения к труду.
Декабрь
1.

Беседа на тему «Труд людей зимой».

Цель: закрепить представления детей об основных признаках зимы; знакомить с
трудом людей в зимний период; формировать умение моделировать предложения по
опорным картинкам; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные
навыки; воспитывать интерес к окружающему миру.
2. Экскурсия на кухню.
Цель: уточнять представления о труде повара; воспитывать у детей уважение к
труду людей разных профессий.
3. Рассказ воспитателя на тему «Труд художника, писателя, композитора».
Цель: дать детям представление о труде людей творческих профессий.
4. Исследовательская деятельность «В мастерской художника -дизайнера».
Цель: расширять представления детей о профессиях; познакомить с профессией
художника – дизайнера.
Январь
1. Д/и «Кто знает больше профессий».
Цель: закрепить понятие «профессии»; ввести в активный словарь детей названия
профессий.
2. Д/и «Инструменты. Орудия труда».
Цель: закреплять представления детей о предметах ближайшего окружения, умение
классифицировать предметы по общим признакам, по назначению и т.д.
3. Беседа на тему «Платье для Золушки».
Цель: обобщить и расширить представления детей о труде работников ателье;
познакомить с некоторыми видами тканей; уточнять и расширять словарный запас по теме
«одежда»; формировать умение различать и называть сезонную одежду.

Февраль
1. Беседа на тему «О труде врача, медсестры».
Цель: расширять представления о профессии врача; формировать у детей
первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; закрепить правила поведения в
поликлинике.
2. Беседа на тему «Профессия – продавец».
Цель: дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине
(продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять
представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах
классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения;
развивать познавательную активность детей.
3. Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать».
Цель: уточнить представления детей о военных профессиях; способствовать
формированию основ военно-патриотического сознания; воспитывать у дошкольников
интерес и уважение к армии.
4. Беседа на тему «Героические профессии».
Цель: формировать у детей представления о службах, входящих в систему
обеспечения безопасности города (служба спасения, пожарная охрана, полиция, скорая
помощь, служба газа); учить детей ценить мужество и героизм людей этих профессий,
воспитывать уважительное отношение к ним.
Март
1. Рассматривание серии демонстрационных картин «Мамы всякие нужны.
Детям о профессиях».
Цель: формировать представления детей о женских профессиях; развивать связную
речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями, составлять
описательный рассказ по предметной картине по плану, предложенному воспитателем.
2. Оформление выставки «Моя мама — мастерица».
3. Беседа на тему «Профессии на транспорте».
Цель: формировать представления детей о профессиях людей, связанных с работой
на транспорте; расширять представление детей о разнообразии профессий, конкретных
трудовых действиях; формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать
активный словарь; развивать внимание, память, мышление; воспитывать уважение к труду
взрослых.
4. Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях».

Апрель
1. С/р игра «Космонавты, в полет!»
Цель: формировать у детей представления об освоении космического пространства
человеком через ознакомление с профессией космонавта; развивать представления о науке
и технике.
2. Беседа на тему «Музейные профессии».
Цель: познакомить детей с профессиями людей, которые работают в музеях;
воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям труда.
3. Рассказ воспитателя «Труд менеджера, рекламного агента».
Цель: формировать у детей интерес к людям новых профессий; показать
значимость каждой из них.
4. Рассказ воспитателя «Профессии на телевидении».
Цель: познакомить детей с профессиями телеведущего, журналиста, оператора,
рассказать об их специфике, о значении труда людей этих профессий для общества.
Май
1. Беседа на тему «Труд людей весной». Чтение произведения В. Дацкевич «От
зерна до каравая».
Цель: уточнить и расширить представления детей о труде людей весной;
воспитывать уважение к профессиям людей, работающих на селе.
2. Развлечение «Мир профессий».
Цель: вызвать интерес к труду взрослых разных профессий; формировать у детей
реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде;
воспитывать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и
добросовестно; закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий,
орудий труда, глаголов, обозначающих профессиональные действия людей.
3. Д/и «Кем работают люди нашего села».
Цель: развивать у дошкольников интерес к миру взрослых людей путем
ознакомления со сферами их трудовой деятельности.
4. Беседа на тему «Труд людей летом» (с рассматриванием иллюстративного
материала).
Цель: уточнять и расширять представления детей о труде людей в летний период;
продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».