10_Программа наставничества

Содержание
1. Паспорт программы………………………………………………………….

3

2. Пояснительная записка……………………………………………………….

5

3.Содержание программы……………………………………………………….

6

3.1. Система работы с молодыми педагогами………………………………

6

3.2. Этапы реализации программы…………………………………………..

7

3.3.

Формы

работы

педагога

наставника

с

наставляемым

молодым 10

педагогом…………………………………………………………………………
3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом..

11

Приложение 1. Форма индивидуального плана профессионального становления 17
молодого педагога……………………………………………….
Приложение 2. Показатели системы оценки профессиональной деятельности 18
молодого педагога………………………………………………..
Приложение 3. Анкета для педагога наставника для анализа промежуточных 19
результатов работы……………………………………………
Приложение 4. Анкеты для молодого педагога……………………………….

21

Приложение 5. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога...

26

Приложение

6.

Форма

отчета

о

проделанной

работе

по

организации 29

наставничества за год…………………………………………………………….

2

1. Паспорт программы
Название программы

Программа наставничества для работы с молодыми
педагогами

Авторы
Организация исполнитель

муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 10 «Теремок» (МАДОУ №
10)

Целевая аудитория

Воспитатели со стажем работы по должности менее 3-х
лет.

Срок реализации

3 года
(сентябрь 2021г. – май 2024г.)

Этапы реализации

1 этап – диагностический (сентябрь 2021г.)
2 этап – практический (октябрь 2021г. – апрель 2024г.)
3 этап – аналитический (май 2024г.)

Цель

Оказание помощи молодым педагогам в повышении
квалификации, уровня профессионального мастерства и
обобщении передового педагогического опыта, адаптации
к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи

1.

Обеспечить

теоретическую,

психологическую,

методическую поддержку молодых педагогов.
2.

Стимулировать

практического

повышение

уровня

теоретического

педагогов,

и

овладение

современными педагогическими технологиями.

Основные направления

3. Способствовать планированию карьеры молодых
специалистов,
мотивации
к
повышению
квалификационного уровня.
4. Отслеживать динамику развития профессиональной
деятельности каждого педагога.
1. Повышение профессионального мастерства молодых
педагогов

в

моделировании

воспитательно-

образовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической
документации.

3

3. Изучение нормативных актов и инструктивных
документов, обеспечивающих реализацию воспитательнообразовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки
молодых

педагогов

и

анализ

результатов

работы

наставничества.
Условия эффективности

Взаимосвязь

1.

всех

звеньев

методической

деятельности, её форм и методов.
2. Системность и непрерывность в организации всех
форм

взаимодействия

педагога

наставника

и

наставляемого молодого педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм
работы.
4. Анализ результатов работы.
5.

Своевременное

обеспечение

педагогов

педагогической и учебно-методической информацией.
Ожидаемые результаты

1.

Познание

молодым

профессиональных качеств

педагогом

своих

и ориентация на ценности

саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях с
коллегами, воспитанниками, родителями (законными
представителями).
3.

Стремление взаимодействовать с установкой на

открытость, взаимопомощь.
4.

Рост

профессиональной

и

методической

компетенции молодых воспитателей, повышение уровня
их готовности к педагогической деятельности.

4

2. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль
педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам,
социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же
должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним
стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного
учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных
трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период
вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для
его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит,
состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере
дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист)
осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и
обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для
эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая
профессиональная компетентность педагогов.
Идея

создания

программы

появилась

в

результате

осознания

необходимости

сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При
взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение,
обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства,
самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодыми педагогами – воспитателями,
имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают
потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик
дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации
деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной
организации.
Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, педагогам.
3. Содержание программы
5

3.1. Система работы с молодыми ПЕДАГОГАМИ
Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его
профессиональной деятельности.

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх
субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия

Содержание взаимодействия

Старший воспитатель –

1. Создание условий для адаптации педагога на работе.

молодой педагог

2. Знакомство с нормативными и локальными актами.
3.

Обеспечение

необходимыми

методическими

материалами, литературой.
Молодой педагог –

1. Формирование авторитета педагога, уважения,

воспитанники – родители

интереса к нему у детей и родителей (законных

(законные представители)

представителей).

Молодой педагог –

1. Оказание поддержки со стороны коллег.
6

коллеги
3.2. Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или досрочном
прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной
программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:
1 этап. Диагностический
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка
основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по
критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики,
методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся
на три группы:
1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта
практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет
содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
7

Воспитатели, имеющие

Воспитатели с

Воспитатели со слабо

недостаточную

достаточной

развитой мотивацией

теоретическую и

теоретической

труда

практическую подготовку

подготовкой, но не
имеющие опыта
практической работы
Содержание и цели работы

Усвоение

теоретического Овладение

материала,
навыков

навыками Повышение

формирование практической

работы

практической педагогами, родителями.

работы.

интереса

и

с положительного отношения
к

педагогической

деятельности,

помощь

осознании

в

своей

профессиональной
значимости,

степени

ответственности
воспитание

и

за
обучение

детей.
Формы работы
Консультации

Дискуссии

Семинары-практикумы

Круглые столы

Беседы

Деловые игры

Изучение методической литературы

Убеждения, поощрения

Взаимопосещения

беседы

Коллективные просмотры педпроцессов
Анализ педагогических ситуаций
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления
молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального
плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым
педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный
план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и
дополнения.
2 этап. Практический.
8

Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
 Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих
педагогов;
 Взаимоподдержка и взаимопомощь;
 Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами
воспитания
 и обучения детей;
 Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными
 особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
 Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
 Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий,
игрового и
 дидактического материала;
 Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности
начинающего
 педагога;
 Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов
программы.
Содержание этапа:
 Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
 Динамика профессионального роста молодого педагога;
 Рейтинг молодого педагога среди коллег;
 Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
 Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
 Подведение итогов, выводы.

3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом

9

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов,
используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации
программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки
молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами
ИРО, Управление

Уровень образовательной

Министерство

образования и другие

организации

образования и

организации - партнеры

молодежной политики
Свердловской области

1.Курсы

повышения 1.Диалог, беседа.

квалификации.
2.Районные

2.Индивидуальная,

групповая

методические консультация.

объединения.
3.Районные

1.Аттестация

собственной

3.Самоанализ
и

областные деятельности.

семинары, конференции.

4.Обучающие семинары.

4.Вебинары.

5.Практикумы.

5.Конкурсы

6.Анкетирование, опрос.

профессионального

7.Мастер-класс

мастерства.

наставника.

педагога

6.Общение, обмен опытом в 8.Взаимопосещения,
профессиональных

просмотры.

интернет-сообществах.

9.Анализ

открытые

педагогических

ситуаций.
10.Диссеминация опыта.
11.Деловая игра.
12.Круглый стол.
13.Конкурс

профессионального

мастерства.

3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом

10

№

Мероприятие

Деятельность наставника

Ожидаемый результат

п/п
1 год
1.

Выявление

Подбор, разработка

Индивидуальный план

профессиональных

диагностических материалов.

профессионального

проблем и

Осуществление

становления молодого

образовательных

диагностических процедур.

педагога (далее – ИП)

Изучение нормативно-

Деятельность по изучению

Компетентность

правовой базы.

нормативных актов, локальных

молодого педагога

Ведение

актов.

относительно

педагогической

Составление рабочей

современных

документации.

программы.

требованиях к

Обучение правилам ведения

дошкольному

документации.

образованию и педагогу

запросов молодого
педагога
2.

дошкольного
образования, в ведении
документации.
3.

Обеспечение каналов

Создание на личном сайте

Возможность

многосторонней связи

наставника страницы для

постоянного

с молодым педагогом.

молодого педагога; организация

взаимодействия и

общения посредством каналов

общения.

электронной связи.
4.

Проектирование и

Открытые занятия наставника,

Компетентность

анализ

других педагогов, их анализ.

молодого педагога в

образовательной

Практикумы по планированию

проектировании и

деятельности.

каждого этапа НОД.

анализе НОД.

Разработка инструментария для
самостоятельного
проектирования НОД.
5.

Проведение

Знакомство с правилами

11

Журнал мониторинга,

мониторинга освоения

проведения педагогической

индивидуальные

образовательной

диагностики, с

образовательные

программы

диагностическим

маршруты.

воспитанниками.

инструментарием, способами
фиксирования данных, с
методами анализа и обобщения
полученных данных.

6.

Организация

Анализ РППС в группе в

РППС,

развивающей

соответствии с требованиями.

соответствующая ФГОС

предметно-

ДО.

пространственной
среды (РППС) в
групповом помещении.
7.

8.

Формирование

Подборка материалов по

Культура общения с

позитивного имиджа

вопросам педагогической этики, педагогами, родителями

педагога

риторики, культуры.

(законными

Сборник методических

представителями),

рекомендаций.

воспитанниками,

Практикумы по решению

освоенные эффективные

педагогических ситуаций

приемы.

Мониторинг

Выбор диагностических

Коррекция ИП.

профессионального

методик. Осуществление

роста молодого

мониторинга.

педагога.
9.

Определение

Разработка технического

технического задания

задания (с учетом результатов

Коррекция ИП.

мониторинга или на основе
перспектив работы на
следующий год)
10.

Итоги реализации

Подготовка отчета наставника.

программы
2 год
1.

Моделирование

Организация деятельности по

12

Разработка рабочей

воспитательного

изучению вопросов

процесса в группе.

моделирования воспитательной

программы.

работы в группе
(проектирование целей, выбор
методов и форм, особенности
проектирования рабочей
программы, оценка ее
эффективности и др.)
2.

Моделирование

Изучение годового плана и

Проведение

культурно-досуговой

планирование отдельных

развлечения, праздника

деятельности

мероприятий.

на основании

воспитанников.

разработанного
сценария.

3.

4.

5.

6.

7.

Описание темы по

Оказание методической помощи

План работы по

самообразованию.

наставником.

самообразованию.

Освоение

Планирование и организация

Обогащение опыта,

современных

мастер-классов наставника и

умение молодого

педагогических

других педагогов.

педагога использовать

технологий

Организация работы

широкий арсенал

педмастерской по

современных методов и

проектированию НОД с

технологий обучения,

использованием конкретных

динамика в освоении

технологий.

технологий.

Создание портфолио

Презентация портфолио

Наличие портфолио

педагога.

наставника.

молодого педагога.

Введение в процесс

Изучение нормативных

Подготовка к

аттестации.

документов по аттестации

прохождению

педагогических работников.

аттестации.

Проектирование

Организация самостоятельного

Компетентность

конспектов НОД в

проектирования конспекта НОД.

молодого педагога в

контексте требований

Видеосъемка НОД. Анализ и

проектировании и

ФГОС ДО.

самоанализ НОД.

анализе НОД.

13

8.

Мониторинг

Выбор диагностических

профессионального

методик. Осуществление

роста молодого

мониторинга.

Коррекция ИП.

педагога.
9.

Определение

Разработка технического задания

технического задания

(с учетом результатов

Коррекция ИП.

мониторинга или на основе
перспектив работы на
следующий год)
10.

Итоги реализации

Подготовка отчета наставника.

программы
3 год
1.

Освоение современных

Планирование и организация

Самостоятельно

педагогических

мастер-классов наставника и

разработанные

технологий

других педагогов.

конспекты НОД,

Организация работы педмастерской планы
по проектированию НОД с

воспитательно-

использованием конкретных

образовательной

технологий.

деятельности с
использованием
конкретных
педагогических
технологий.

2.

Проведение

Индивидуальное консультирование

Самостоятельно

мониторинга освоения

по возникающим вопросам.

составленные

образовательной

аналитическая

программы

справка,

воспитанниками.

индивидуальные
образовательные
маршруты.

3.

Проектирование

Организация самостоятельного

Компетентность

конспектов НОД в

проектирования конспекта НОД.

молодого педагога в

контексте требований

Открытые показы. Анализ и

самостоятельном

14

ФГОС ДО.

самоанализ ООД.

проектировании и
анализе НОД.

4.

Разработка рабочей

Индивидуальное консультирование

Самостоятельно

программы.

по возникающим вопросам.

разработанная

Ведение

рабочая программа.

педагогической

Компетентность в

документации.

оформлении
документации.

5.

Реализация культурно-

Индивидуальное консультирование

Наличие

досуговой

по возникающим вопросам.

самостоятельно

деятельности.

разработанных
сценариев.

6.

Аттестация.

Консультирование по оформлению

Аттестация

документов.

молодого педагога
на первую
квалификационную
категорию.

7.

Диссеминация

Оказание методической помощи в

педагогического опыта. обобщении и презентации
педагогического опыта.

Публикация
педагогического
опыта, организация
методической
выставки
достижений, участие
в конкурсах
профессионального
мастерства,
выступления на
педсоветах,
семинарах,
конференциях.

8.

Мониторинг

Выбор диагностических методик.

профессионального

Осуществление мониторинга

роста молодого

15

педагога.
9.

Итоги реализации

Подготовка отчета наставника и

программы.

молодого педагога.

Приложение 1

16

Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального становления молодого педагога ___________ года работы
(первого; второго; третьего)
в должности «воспитатель»
______________________________
(Ф.И.О. молодого педагога)
на __________ учебный год.

Педагог-наставник ____________________________
(Ф.И.О. педагога)

20______

Цели: ______________________________________________________________
Задачи: ____________________________________________________________
Дата
проведения
(месяц,
период)

Тема

Вопросы для обсуждения

Форма
проведения

Ожидаемый
результат

Приложение 2

17

Показатели системы оценки
профессиональной деятельности молодого педагога
1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере
образования.
2.Культура ведения документации.
3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и
воспитания.
5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное
сопровождение воспитанника.
7. Использование инновационных форм, методов образования.
8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
информационно-образовательной среды.
9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском
коллективе.
10. Участие в инновационной работе.
11. Осуществление самообразования.
12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
13. Дисциплинированность и ответственность.
14. Достижения воспитанников.

Приложение 3
Анкета для педагога наставника
18

для анализа промежуточных результатов работы
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества
новых работников в нашей организации.
К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше
взаимодействие и как Вы оцениваете результат.

Вопрос

Оценка
(по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым
педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?
2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой
педагог?
3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?
4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?
5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному

исполнению

должностных

обязанностей

благодаря пройденному наставничеству?
6.

Каков

на

данный

момент,

на

Ваш

взгляд,

уровень

профессионализма молодого педагога?
7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее

важным

для

молодого

педагога

при

прохождении

наставничества?
Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:
– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми
правилами поведения;
– освоение практических навыков работы;
– изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

19

– освоение

административных

процедур

и

принятых

правил

делопроизводства
8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным?
Расставьте

баллы

от

1

до

5

для

каждого

из методов:
– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и
выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по
электронной почте;
–в

основном

материалов

и

самостоятельное
выполнение

изучение

заданий,

молодым

ответы

педагогом

наставника

на

возникающие вопросы по телефону;
– личные консультации в заранее определенное время;
– личные консультации по мере возникновения необходимости;
– поэтапный совместный разбор практических заданий

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:
_________________________________________________________________________

Приложение 4
20

Анкеты для молодого педагога

Вводная анкета
1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких

знаний,

умений,

навыков

вам

не

хватает

в

настоящее

время?___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы
испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- в составлении рабочей программы
- в составлении перспективного планирования
- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов
-

в

ведении

другой

документации

воспитателя

(укажите,

какой)_______________________________________________________________
- в проведении организованной образовательной деятельности
- в проведении педагогической диагностики
- в проведении культурно-досуговых мероприятий
- в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников
-

в

проведении

других

мероприятий

каких)_______________________________________________________________
- в общении с коллегами, администрацией
-в общении с воспитанниками
21

(укажите,

- в общении с родителями воспитанников
- другое (допишите) _____________________________________________
4. Что представляет для вас наибольшую трудность?
- целесообразно организовать рабочее пространство
- формулировать цели, задачи
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей
непосредственно образовательной деятельности (НОД)
- мотивировать деятельность воспитанников
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации
- подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности
- активизировать деятельность воспитанников в ходе НОД
- организовывать сотрудничество между воспитанниками
- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников
- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
- развивать способности воспитанников
- другое (допишите)________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности
отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке
выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого педагога
- другое (допишите)__________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров
для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы
участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
22

- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
- оценка достижений воспитанников, динамики развития
- психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками
- другое (допишите) ___________________________________________

Продолжение приложения 4
Анкета для молодого педагога
для анализа промежуточных результатов работы
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых
работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен
наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником.
Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.
1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте
подходящий вариант или напишите свой:
- каждый день;
- один раз в неделю;
- 2–3 раза в месяц;
- вообще не встречались;
- другое__________________________________________________________________
2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
- 3,5–2,5 часа в неделю;
- 2–1,5 часа в неделю;
- полчаса в неделю;
23

- другое__________________________________________________________________
3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда
Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:
- 30–70 процентов;
- 60–40 процентов;
- 70–30 процентов;
- 80–20 процентов;
- другое__________________________________________________________________
4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
- да, всегда;
- нет, не всегда;
- нет, никогда;
- другое__________________________________________________________________
5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы
делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?
- да, каждый раз после окончания задания;
- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
- да, раз в месяц;
- нет;
- другое__________________________________________________________________
6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
7.

Какие

формы

совместной

работы

с

наставником

были

для

Вас

наиболее

неэффективными?
_________________________________________________________________________
8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий
период ____________________________________________________

24

Приложение 5
Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога

25

Молодой воспитатель: _____________________________________
(Ф.И.О.)
Наставник: ______________________________________________
(Ф.И.О.)
Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню
развития навыка.
Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство
выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.

№

Оценка

Прогностические навыки
1

1

Осознает

цель

своей

деятельности

в

виде

программы

личностных качеств, которые должны быть сформированы в
каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО
2

Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств
ребенка

в

соответствии

образовательного

процесса

с
по

периодами
основным

воспитательнонаправлениям

воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО
3

Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению
каждой образовательной области ООП ДО

4

Умеет отбирать дидактический материал и организовывать
развивающую

предметно-пространственную

среду

по

интересам и возрасту детей
5

Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу
выбора ребенка

26

2

3

Организаторские и коммуникативные навыки
1

Умеет

организовывать

собственную

деятельность

по

выполнению годового плана
2

Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их
усилия

3

Умеет развивать познавательную активность и способности
детей в процессе усвоения ООП ДО

4

Умеет формировать коллектив детей и организовывать его
деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и
сверстниками

5

Устанавливает

конструктивные

отношения

с

родителями

воспитанников для достижения целей развития и воспитания,
которые прописаны в ООП ДО
6

Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества

7

Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким
уважением к ним
Аналитические навыки

1

Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с
поставленными целями по ООП ДО

2

Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень
их навыков

3

Может

оценить

уровень

психолого-педагогической

подготовленности ребенка к школе
4

Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с
новыми условиями и задачами

27

Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы
полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по
окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.
Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать
_________________навыки, в особенности навыки__________________.

Приложение 6
Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества
за _______ учебный год
Наименование ОУ
28

Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника
Педагогический стаж работы наставника
Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество
Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом
Шкала оценок
1

2

3

4

не соответствует

частично

соответствует

превосходит

требованиям

соответствует

требованиям

требования

(знания и владение (знания

и

навыки (знания достаточно (знания

навыками

недостаточные,

отсутствует)

отрывочные

полные, но имеются исчерпывающие,
и вопросы,

несистематизированн
ые,

умения

требующие

применяются

неуверенно дополнительной

применяются
практике)

уверенно
на

практике)

на консультации,
владение навыками
достаточно
уверенное)

Профессиональные знания и умения
№

Наименование

Дата

Дата

Оценка

Оценка

Коммен-

выполненных

начала

окончания

наставника

руководителя

тарии

мероприятий по
осуществлению
наставничества
1
2
3
4
5
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником
оценок)
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)

29

Руководитель _____________

________________________________________

подпись

Ф.И.О.

«______»_____________20____г.
Наставник _____________

________________________________________

подпись

Ф.И.О.

«______»_____________20____г.
Педагог с результатами наставничества ознакомлен
_____________

________________________________________

подпись

Ф.И.О.

«______»_____________20____г.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».